Внимание, студия! Как не "влететь", если Вы решили обратиться в студию

Решил написать сегодня про для многих не очевидную тему…

Сразу к делу - для чего некоторые видеографы указывают на роликах не своё имя, а пишут «студия»:

1) Первый случай – для красивого названия и придания солидности или запоминаемости.

2) Если два и более оператора всегда работают только вместе, то просто для того, чтобы не писать «Пётр Петров и Иван Иванов». 

3) Студия создаётся несколькими видеографами и фотографами приблизительно одного ценового сегмента и уровня портфолио для того, чтобы им было легче продвигать свой бренд (оплатить рекламу проще, скинувшись группой в 10 человек, чем если оплачивать её одному).

4) И, наконец, самый популярный и опасный случай – это делается для того, чтобы видеограф мог перекинуть заказ другому оператору более низкого класса, но взяв при этом с молодожён обычную сумму, которую он бы снимал, если бы работал лично.

Если с первыми тремя видами студий Вы можете не волноваться об итоговом результате, то четвёртый вид студии является очень опасным выбором. Далее я буду писать только об этом типе студий.

Как понять, что Вы зашли на сайт или страницу в социальных сетях именно студии четвёртого типа?

- Это студия «безликая», т.е., на сайте нет указания имён видеографов, их контактов, ссылок на страницы в соцсетях и т.д.

- Это студия, где присутствует несколько человек, и они чаще всего работают раздельно, но при этом на сайте имеется общее портфолио на всю студию.

- В роликах указан только логотип и название студии, а вот состав операторов не обозначен.

Теперь в примерах: 

Представим себе ситуацию: предприимчивому видеографу позвонило 10 пар, у которых свадьба намечается, допустим, 6 августа 2016 года. Отличное портфолио, по которому и приходит столько молодожён, у него есть, но пойти-то он сможет, естественно, только на одну свадьбу в этот день. Тогда он, недолго думая, начинает подписывать свои ролики «Студия …», вместо простого написания своего имени. И становится как бы директором студии, что солидно и внушает доверие. Теперь у него развязаны руки, и, соответственно, можно на эту дату взять сколь угодно много свадеб…

В этот день он сам, конечно, пойдёт на самую дорогую и роскошную свадьбу, которая точно должна пополнить его портфолио новым шедевром. На остальные же свадьбы пойдут операторы более низкого ценового сегмента под видом видеографов или фотографов этой студии. При этом для придания всей этой схеме большей правдоподобности на свадьбу придёт человек в майке с логотипом этой студии. 

При этом может быть, что директор студии продал съёмку за 50 тыс. рублей, а сам видеограф, который пришёл на торжество, получил 20 тыс. рублей. Если Вы удивлены большой разницей, то Вы точно никогда не работали в этой сфере :) И это, как не печально, относится ко всем ценовым сегментам. 

Очень популярным является тот случай, когда два или три видеографа разного уровня начали работать совместно. Самый лучший из них снимает 90% кадров, которые потом попадут в фильм и клип, он больше остальных работает с парой, так как более опытен и уверен в себе. Он же потом делает и монтаж клипа и фильма. Клип выставляется на сайте студии. Набрав хорошее портфолио, видеографы начинают делиться заказами, чтобы на одну дату взять не одну, а уже три свадьбы. Молодожёны, зайдя на сайт, думают, что все видеографы абсолютно одинакового уровня и без задней мысли заключают договор, не зная, что к ним может прийти оператор, который снимет гораздо хуже других, и монтаж будет у него не такой интересный, как в тех работах, которые представлены на сайте.

Расскажу про историю одной известной московской студии.

Начинающий оператор без красивого портфолио решил заработать много денег. Он заказал хороший сайт для студии, украл работы у других операторов, работающих в других городах, и выложил эти работы у себя на сайте как свои. В разделе «цена», он написал «мы работаем абсолютно с любыми свадьбами, любого бюджета, звоните - подберём под Вас любой пакет». Снял офис в центре Москвы, куда приходили молодожёны, а их встречала девушка-менеджер. Снял многокомнатные квартиры на окраине Москвы. Там разместил недорогих операторов из Украины и Белоруссии, которым платил суммы, которые в четыре-пять раз меньше, чем суммы, которые студия брала с молодожён. Продавались пакеты, как за 15, так и за 150 тыс. рублей. Рассказала мне эту историю девушка, которая работала в этой студии. За один день монтировалась одна свадьба. Конвейер был сумасшедший, соответственно, качества не было совсем, но директор получал сверхприбыли. Студия эта до сих пор существует, и достаточно неплохо – на 1 000 негативных отзывов в интернете, специально нанятые люди пишут 10 000 положительных отзывов о работе студии.

Существует одна старая московская студия, назовём её «Цветочек». Мне как-то писали молодожёны, что они думают нанять оператора из неё. Но молодожёны не знали, что те операторы, чьи работы находились на сайте, образовали новую студию, «Ласточка», куда сами и перешли. А в «Цветочек» набрали других видеографов из более низкого ценового сегмента, которые ходили на заказы за определённую комиссию. Молодожёны были искренне рады, что у них за сравнительно небольшой бюджет есть возможность нанять человека из известной студии «Цветочек». Я, конечно же, не стал им ничего говорить, так как та пара просто бы подумала, что я хочу, чтобы они взяли меня, а не человека из этой студии :)

Недавно написала невеста, чью свадьбу я снимал в октябре 2015 года.

Она рассказала, что свадьбу её подруги снимала очень известная студия, и общая сумма была далеко не маленькая. Каково же было удивление самой невесты, когда она увидела итоговую работу. Я сам лично видел клип, по уровню он смахивает на работу оператора из низкого ценового сегмента, но при этом сама свадьба была очень дорогая. Если бы я не знал ситуации, то подумал бы, что на дорогой свадьбе просто решили сэкономить на видеографе. 

Что бы я порекомендовал сделать, если Вам действительно понравилась работа какой-нибудь студии, и Вы хотите заказать съёмку именно у них? 

Предположим, что Вам очень сильно понравился какой-нибудь клип такой студии. В первую очередь, Вам необходимо выйти на тех молодожён, кому эти ребята снимали свадьбу. В наш век интернета это сделать очень просто. Объясните ситуацию – что у Вас планируется свадьба, и Вы хотите спросить, кто именно снимал их свадьбу. Узнав это,  Вам теперь будет необходимо добиться того, чтобы именно в этом составе к Вам пришли те же самые операторы, кто выполнил понравившуюся Вам работу. Очень важный момент – уточнить, кто именно монтировал свадьбу, это не менее важно, так как снять-то свадьбу могут в том же составе, но монтаж потом может сделать человек со стороны. Все эти нюансы необходимо обязательно указать в договоре!

Заключение.

В заключение я хотел бы написать, что конечно же, нельзя всех кидать под одну гребёнку – в этой статье я написал про самые распространённые ситуации обмана в свадебной индустрии, но есть и студии, добросовестно и без обмана выполняющие свою работу. Но всё-таки, считаю, предупреждён - значит вооружён. Возможно, кто-то из коллег будет недоволен, тем, что я раскрыл карты каких-то студий, но вот такой он, мой мини-блог :) Удачи Вам с выбором свадебного видеооператора, искренне надеюсь, что статья была полезной!